Новости

30.09.2016

В Санкт-Петербурге прошел IX Международный форум «Транспортно-транзитный потенциал»

21 сентября 2016 года в Санкт-Петербурге открылся IX Международный форум «Транспортно-транзитный потенциал».

Порядка 400 делегатов из 60 регионов России и 10 иностранных государств собрались на мероприятии  с целью выработки эффективных решений для повышения конкурентоспособности транспортной системы России и международного рынка транспортных услуг в современных условиях. Форум проходил при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, участии первых лиц Министерства транспорта РФ и Министерства промышленности и торговли РФ, профильных федеральных агентств и ведомств, разрабатывающих и реализующих государственную политику в сфере транспорта.

Деловую программу форума открыло пленарное заседание, посвященное вопросам государственной политики и нормативно-правового регулирования транспортной отрасли.

В 2016 году в сфере транспортной отрасли произошли значительные изменения, способствующие росту качественных показателей. Что касается экспедиторской деятельности, изменения введены в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» Федеральным законом от 06.07.2016 № 374-ФЗ и связаны с усилением мер по борьбе с терроризмом. Теперь в обязанности экспедитора входит проверка достоверности представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

На второй день Форума 22 сентября состоялась конференция на тему «Транспорт и внешнеэкономическая деятельность в современных условиях: новые решения», на которой с докладами выступали члены Гильдии.  

Вице-президент ГК АРИВИСТ Кошкаров Евгений Алексеевич выступил на мероприятии с докладом, посвященным перспективам внедрения саморегулирования в сфере таможенно-экспедиторской деятельности (ТЭД). В своем выступлении, Евгений Алексеевич пояснил, что Проект закона «о ТЭД» требует доработки. В частности, это касалось разделения обязанностей по регулированию и контролю за деятельностью и компетенцией экспедиторов. По мнению эксперта, ТПП не может следить за определенной сферой бизнеса, так как она является равной по отношению ко всем сферам бизнеса. В данном законопроекте говориться как раз об обратном, вследствие чего мы не можем рассчитывать на адекватную и качественную систему регулирования. Евгений Алексеевич отметил, что правильно было бы передать эти функции механизму саморегулирования. Спикер подчеркнул, что за время его работы и участия в общественной деятельности (Гильдии «ГЕРМЕС», Ассоциации СРО «НОТП»), это уже второй законопроект «о ТЭД». Ранее предлагалось вернуться к государственному регулированию экспедиторского рынка, но идея не завершилась успехом и это к лучшему. Необходимо привлекать бизнес к регулированию отдельных рынков. Есть много отраслей, где саморегулирование работает. Но наиболее эффективно – саморегулирование в сфере услуг.

Гильдия «ГЕРМЕС» была инициатором и разработчиком законопроекта о саморегулировании таможенных представителей, который был одобрен Министерством  Экономического развития, но в дальнейшем его принятие на законодательном уровне было заблокировано ФТС.

На данный момент, внутри Гильдии «ГЕРМЕС» саморегулирование развивается, но на добровольной основе. Год назад была создана первая в России Ассоциация Саморегулируемая организация Таможенных представителей (далее – СРО «НОТП»). Сегодня в составе организации не только Петербургские участники ВЭД, но и таможенные представители из центральных регионов. Этот факт указывает на то, что интерес к подобным процессам растет, и члены Ассоциации  уже видят преимущества, которые дает им  саморегулирование.

Одной из проблем нынешнего закона «о ТЭД» является бездоказательность права называть себя экспедитором. Сегодня им может быть каждый, кто хоть немного работал в этой сфере. Для вступления в СРО экспедитором должны быть выполнены определенные условия и требования, которые саморегулируемая организация определяет для себя сама.  СРО несет ответственность по качеству предоставляемых услуг своих членов, в том числе через компенсационный фонд. Компенсационный фонд формируется из обязательных взносов компаний-членов. Все данные о членах СРО – публичны. При некачественном оказании услуг, клиент может обратиться с жалобой в СРО. Если жалоба будет удовлетворена, то клиент получает компенсацию из средств фонда и у компаний, которые входят в состав СРО, возникает необходимость в пополнении компенсационного фонда. Такой механизм является очень эффективным инструментом и стимулом для ведения честного и компетентного бизнеса среди членов СРО.

Для повышения практической значимости мероприятия по итогам его работы будет подготовлена Общественная резолюция с предложениями и рекомендациями участников Форума. Она будет направлена в Правительство России и профильные комитеты Федерального Собрания РФ для совершенствования законодательства и государственного регулирования по различным аспектам транспортной деятельности.

 

К списку новостей