Новости

17.08.2016

О перспективах МТК «Север-Юг»

Справка: Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» - мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов, общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 км. Проект реализуется в целях привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.


– Евгений Алексеевич, как Вы оцениваете перспективы транспортного коридора «Север-Юг»?
Если говорить о потенциальных выгодах, которые может принести этот проект российской экономике, то с уверенностью можно сказать, что транспортный коридор «Север-Юг» может стать существенным стимулирующим фактором развития всей отечественной экономики. В России железная дорога — это не только инфраструктурный объект, это основа, вокруг которой начинает развиваться все экономика региона, через который эта дорога проходит. Это понимало царское правительство, когда строило Трансиб. Это же прекрасно понимало и советское правительство, когда строило БАМ. В современном мире ценность транспортного коридора дополнительно увеличивается за счет его интеграции в экономику тех стран, которые его используют. В данном случае доход начинает приносить сама территория — самое большое богатство нашей страны.


– Как быстро удастся выйти на объем в 5 млн т грузов? Какие номенклатуры грузов тяготеют к данному транспортному коридору?
Это зависит от готовности транспортной инфраструктуры на всей протяженности коридора. Также определяющим фактором может стать способность стран участниц проекта настолько упростить таможенные и иные контролирующие процедуры, чтобы они могли конкурировать с аналогичными процедурами применяемыми в морских перевозках. Нельзя забывать, что у бизнеса всегда будет альтернатива отправить свой товар по традиционному морскому маршруту, на пути которого нет ни таможен, ни пограничных станций. Отдельное слово надо сказать о таможенном контроле на российском участке пути, а он будет наиболее длинным. К сожалению, в следствии нынешней обременительности таможенного контроля транзитных грузов, многие транспортные маршруты обходят территорию России. Железнодорожный маршрут из Дальнего Востока в Европу используется в основном для перевозки товаров российскими импортерами и экспортерами. А традиционный грузопоток из Европы в Казахстан в значительной степени перешел на перевозку по территории Грузии и Азербайджана. Поэтому если мы хотим привлечь на новый и альтернативный маршрут существенные грузопотоки, то должны помимо более привлекательных условий по срокам доставки и цене доставки предложить привлекательные условия осуществления всех государственных контролирующих функций. Условия для потенциальных потребителей этой транспортной услуги должны быть сопоставимы с условиями морской перевозки.
К данному транспортному коридору будут тяготеть грузы, которые являются предметом международной торговли между Россией, Индией и Ираном и имеют относительно невысокую весовую или объемную стоимость. Это товары нефтехимии, металлы, древесина и изделия из нее, продукты питания с длительными сроками хранения, пищевое сырье и пр.


– Что может помешать реализации этого проекта? Например, регулирование нагорно-карабахского конфликта уже ведется.
О влиянии таможенного администрирования я уже сказал выше. К факторам риска можно отнести возможное возобновление санкций против Ирана либо из-за его ядерной программы, либо из-за ракетной программы. Если говорить о геополитических факторах вроде Карабахкского конфликта. то они, безусловно, будут также оказывать влияние на эффективность реализации этого проекта. Однако, здесь надо их рассматривать в сравнении с геополитическими факторами, которые влияют на традиционные транспортные коридоры. К сожалению, перевозки через Суэцкий канал также проходят в непосредственной близости от очагов напряженности: гражданская война в Сирии и Йемене, нестабильность на Синайском полуострове, морское пиратство в Аденском заливе. Преимущество будут иметь те маршруты, на протяжении которых таких рисков по совокупности будет меньше.


– Может ли этот проект стать конкурентом Суэцкому каналу?
При его успешной реализации этот проект может и должен стать конкурентом Суэцкому каналу. Принципиальное значение для международных перевозок будет иметь сам фактор того, что транспортный коридор «Север-Юг» станет одной из немногих альтернатив Суэцкому каналу, который превратился в бутылочное горлышко всей мировой транспортной системы.

Интервью корреспондента «РЖД-Партнер»

 

К списку новостей