Новости
03.04.2020
Интервью Вице-президента ГК АРИВИСТ на сайте «РЖД-партнер»
Агрегированное сокращение грузопотоков из-за пандемии в апреле составит около 30%.
– Дайте свой прогноз: что будет с грузопотоками в ближайшее время? Сколько времени понадобится грузовладельцам, чтобы стабилизировать ситуацию?
– Загадывать сейчас что-либо тяжело, потому что развитие ситуации будет зависеть от двух факторов. Во-первых, насколько долго продлится режим карантина и, что немаловажно, как эффективно он будет соблюдаться в течение начального периода. Во-вторых, насколько эффективны будут действия государства по преодолению последствий карантина и экономического кризиса, который с ним связан.
Как мы можем наблюдать, Китай эффективно преодолел первую фазу – выход из карантина. И по всем признакам также успешно сможет преодолеть экономические последствия карантина. Также показательным будет опыт Америки. Надеюсь, что заявленных $2 трлн хватит для стимулирования экономики и поднятия деловой активности, которая сможет стать локомотивом для всей мировой экономики.
Российский бизнес по сравнению с европейским и американским более приспособлен для работы в непростых условиях, поэтому, вероятно, деловая активность восстановится быстрее. Даже при самом негативном сценарии до конца года мы сможем справиться с последствиями карантина. Но помимо коронавирусной пандемии есть еще падение цен на нефть и обесценивание рубля, которые не меньше влияют на отечественную экономику. Ухудшает ситуацию и резкое падение покупательского спроса. В случае России коронавирус послужил спусковым крючком для экономического кризиса. Что нас ждет, будет зависеть от действий российского правительства и эффективности предложенных мер.
– Как отразилась ситуация с распространяющейся коронавирусной инфекцией на грузопотоке вашей компании?
– Грузопотоки уменьшились в среднем на 20–30%. На начало марта в большей степени пострадали контейнерные перевозки из Китая, которые только сейчас постепенно начинают восстанавливаться. Во второй половине марта распространение коронавируса наиболее отразилось на автомобильных перевозках из Европы, особенно из Италии. У нас достаточно большой объем поставок с севера Италии, так как там сосредоточены промышленные предприятия, закрывшиеся полностью практически на 2 недели.
– Изменились ли ваши взаимоотношения с контрагентами?
– Мы полностью перешли на бесконтактные отношения, сведя до нуля физическое взаимодействие. Сейчас все общение идет через электронную переписку, документы отправляем почтой и курьерами. Мы и раньше со многими клиентами и партнерами общались таким же образом, но в этот период бесконтактное общение стало принципиальным.
– Прогнозируете ли Вы сокращение грузовых перевозок?
– Проблема коронавирусной эпидемии коснулась практически всех стран, так что объем перевозок сократился. Достаточно стабильные потоки идут из Африки и Южной Америки, откуда мы оформляем большое количество фруктов и овощей.
Из Китая количество отгрузок сейчас постепенно восстанавливается. По моему мнению, к концу апреля объем поставок из Поднебесной вернется к обычным для этого времени года объемам. Говорить, что будет в это время с Европой, пока сложно.
В любом случае в апреле нас ждет агрегированное сокращение грузопотоков (в первую очередь контейнерных перевозок) по всем странам и всем видам товаров примерно на 30%. Об этом говорят и прогнозы большинства наших партнеров.
– Как была перестроена внутренняя работа компании? Переведены ли сотрудники на удаленный доступ?
– Развитие внутрикорпоративных информационных технологий, в которые мы инвестировали ранее, дало возможность ГК «Аривист» перевести часть офиса на дистанционный режим работы без ущерба для эффективности. Сейчас на удаленке работает более 80% сотрудников. Всех перевести в нашей отрасли невозможно, так как часть специалистов работает непосредственно с грузом и им необходимо быть на своих рабочих местах – грузовых терминалах.
– Насколько эта необходимость отражается на результатах работы?
–На данный момент ежедневный мониторинг говорит, что эффективности компании не изменилась после перехода на удаленную работу. А в некоторых областях даже выросла, например, одна из компаний нашей группы, занимающаяся разработкой IT-продуктов, показывает повышенные результаты. Общие итоги подвести мы сможем чуть позже, когда будем оценивать удаленную работу хотя бы за 1 месяц.
Переход сотрудников на работу из дома для нас не стал мучительным, так как теоретически мы были к этому готовы благодаря заслугам эффективности IT-отдела и процессного управления. У нас уже есть был опыт перевода нескольких сотрудников на удаленную работу из других городов без изменения функционала и обязанностей. Так что сейчас мы смогли протестировать возможность удаленной работы в массовом объеме, а не в единичных случаях, как раньше.
– Какие форматы взаимодействия с клиентами вы используете в этот период?
– Бывают ситуации, когда невозможно обойтись без живых переговоров. Соответственно, сейчас мы их проводим в режиме видеоконференций. Так как у нас широкая филиальная сеть, мы уже несколько лет активно проводим совещания с другими городами в режиме онлайн, а сейчас внедрили этот формат в переговоры с клиентами.
Источник: РЖД-партнер