Новости

19.07.2016

Вице-Президент ГК АРИВИСТ Кошкаров Е.А. о текущей ситуации и факторах, сдерживающих развитие контейнерного бизнеса в России.

Как сообщает Ассоциация морских торговых портов, контейнерооборот портов России по итогам января – июня 2016-го сократился на 1,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года (с 1,99 до 1,96 млн TEU). Ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015-го в наибольшей степени затронуло именно контейнерную перевалку. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и переработку порожних контейнеров. Однако в текущем году темпы падения объемов перевалки контейнеров в портах планомерно замедляются. Но можно ли надеяться на рост показателей в ближайшей перспективе? О ситуации в отрасли, а также о том, что сдерживает развитие контейнерного бизнеса, РЖД-Партнеру рассказал вице-президент ГК АРИВИСТ Кошкаров Евгений Алексеевич.

По мнению Кошкарова, темпы падения контейнерооборота портов России по итогам I полугодия замедлились, поскольку падение импорта достигло своего минимального значения. Незначительная положительная динамика объема грузов, импортируемых в контейнерах, обусловлена тем, что при снижении общего грузооборота меняется объем единичной грузовой партии и способ ее перевозки. Компании, которые ранее возили грузы пароходами, начинают транспортировать их контейнерами. А те, кто возил контейнерами, используют палеты в составе сборных контейнерных грузов. В свою очередь, те, кто возил палетами, начинают доставлять товары посылками. Уменьшение объема партии переводит перевозки из разряда брейк-балка в разряд контейнерных. Наиболее ярко это сказалось на сегменте продовольственных товаров: свежие овощи и фрукты, мясо, рыба и т. д.

Как отметил Евгений Алексеевич, таможенное администрирование напрямую влияет на деловую активность бизнеса. Однако это воздействие имеет сильно отложенный характер. Таможенное администрирование является составной частью общего инвестиционного климата и через это понятие либо способствует притоку финансов и, как следствие, росту товарооборота, либо, наоборот, препятствует этому. Для наращивания грузопотока в морских портах необходимо снижать издержки бизнеса, вытекающие из государственного контроля ВЭД, внедрять электронный документооборот в транспортной отрасли и в целом развивать транспортную инфраструктуру. 

Как одна из мер, переход на электронный документооборот, безусловно, снизил бы издержки бизнеса, связанные с логистикой и государственным контролем ВЭД. В какой-то степени это повысило бы и товарооборот бизнеса. Но переход на безбумажную технологию работы не произошел по причине того, что в реализации государственного контроля грузов, перемещаемых через границу, принимает участие большое количество федеральных органов исполнительной власти: ФТС, ФСБ (пограничники), Минтранс (Росграница), Россельхознадзор (карантинный и ветеринарный контроль), Роспотребнадзор и др. У каждого из них есть свои собственные ведомственные системы, которые пока никак не могут начать обмен данными. Помимо этого, в каждом порту взаимодействуют разного рода коммерческие компании: стивидоры, морские перевозчики, экспедиторы, таможенные брокеры и т. д. Необходим какой-либо участник всего этого взаимодействия от бизнеса или от государства, который бы соединил всех между собой.

Из тенденций, появившихся в текущем году, Евгений Алексеевич отметил о резкий рост сегмента перевозок сборных грузов. Причем как в контейнерах, так и в грузовых автомобилях. Также произошел медленный, но все же заметный рост экспорта готовой продукции, в частности продуктов питания. Это говорит о том, что российский производитель начинает пробиваться на международные рынки. Хотя этот процесс остается очень небыстрым. Кроме того, в этом году продолжилась географическая переориентация грузопотоков. По итогам первой половины 2016-го среди импортеров товаров присутствует все больше стран из ЮАР, Южной Америки, Северной Африки и т. д.

(по материалам интервью РЖД-ПАРТНЕР.РУ)

 

К списку новостей