Колонка эксперта

30.03.2020

ARIVIST GROUP
ARIVIST GROUP |

Утром — стулья, вечером — деньги

О том, что грозит бизнесу из-за переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

 «Государство заинтересовано в упрощении процедуры таможенного контроля, скоро импортеры и экспортеры смогут легко и быстро выпускать декларации самостоятельно», — таков  общий смысл сообщений, которые сыплются на нас из СМИ. Но с чего бы государству отказываться от значительной доли поступлений в бюджет? Конечно, всё не так просто. С внедрением концепции переноса таможенного контроля на этап после выпуска товара риски для предпринимателей не исчезли, а наоборот, значительно возросли.

Рано или поздно руководитель стабильно растущего бизнеса задумывается о внешнеторговой деятельности. Для одних это — возможность продажи товара за рубеж, для других — необходимость поставки сырья и комплектующих на производство, для третьих —– решение закупать готовый товар за рубежом для последующей продажи в РФ.

Вариантов много, суть одна: предпринимателю при этом приходится столкнуться со страшным словом «ТАМОЖНЯ». А здесь нужно просчитывать риски заранее!

Если мы берем таможенное оформление, то риски до недавнего времени были вполне предсказуемы, а формат работы был понятен компаниям. Посчитали стоимость товара, оформили таможенную декларацию, заплатили налоги — можно спать спокойно. Существовала вероятность, что таможня не согласится со стоимостью, назначит экспертизу или решит досмотреть товар, но все эти моменты выяснялись еще в процессе оформления. Даже при самом неблагоприятном раскладе у компании оставалась возможность заложить потери в себестоимость продукции. Конечно, случались и доначисления таможенных платежей, и переклассификация товара уже после выпуска, но это было, скорее, редкостью.

 

Что поменялось?

Однако жизнь не стоит на месте, а вместе с ней не стоит на месте и государственная машина. В последнее время в ФТС преобладает концепция переноса этапа основного таможенного контроля на этап проверки после выпуска товара. Особенно это касается благонадежных фирм, отнесенных к низкой категории риска.

Может показаться, что ничего не изменилось: раньше проверяли при ввозе, а сейчас будут проверять после ввоза. Однако есть принципиальное различие — при ввозе проверяющий инспектор ФТС был ограничен сроками оформления декларации и тем фактом, что груз не мог простаивать на складе временного хранения долгое время.

Времени на таможенную проверку после выпуска у инспектора намного больше. Инспектор может получить данные из налоговой службы, от банка, от своих коллег из-за границы, даже от поставщика или перевозчика товара. Эту информацию таможня может использовать для изменения решения по выпуску товара в свободное обращение: доначислить таможенные платежи, отменить решение по техническому регулированию и потребовать изъять товар из оборота, признать товар контрафактным и потребовать его уничтожения. На подобные операции у таможни есть три года с даты выпуска декларации, и это самое существенное изменение. Тем более, что в эти три года надо не провести проверку, а только ее начать.

 

Рассмотрим потенциально возможный пример  

Возьмем среднестатистического порядочного гражданина — Тимошкин, 35 лет от роду, брюнет. Вредными привычками не злоупотребляет, жене не изменяет. И решил он однажды стать предпринимателем — лосось возить. Предприниматель Тимошкин платит пошлину, налоги и продает свой лосось в местные магазины. Возит долго: год, два, три... Бизнес растет, Тимошкин радуется. Через три года приходит к нему письмо из таможни, в котором говорится: «Дорогой предприниматель Тимошкин, таможенный орган произвел проверку, и в результате этой проверки получается, что у Вас не лосось, а сиг. Эта рыба имеет другой код ТНВЭД и пошлину не 3 %, как лосось, а 6 %. Поэтому, товарищ Тимошкин, заплатите государству пошлину в двойном размере за все три года, что Вы возили товар, в противном случае все счета Ваши арестуют, а собственности через суд лишат».

— Позвольте! — говорит Тимошкин. — Рыбу-то я давным-давно продал, и продал с учетом пошлины в 3 %, а не 6 %! И съели эту рыбу давным-давно, и точно вам говорю, что никакой это был не сиг, а самый настоящий лосось! Да и денег у меня уже нет, я их все в дело пустил…

Но таможенный орган на уступки не пойдет и скажет:

— По нашему компетентному мнению, это сиг, а то, что Вам кажется, уважаемый предприниматель, так это только кажется. Предоставьте-ка нам бумажки от производителя и экспортные декларации от отправителя, да экспертизу от заготовителя, и тогда мы признаем Вашу рыбу лососем.

— Где ж я их вам возьму! — возмутится Тимошкин. —  Три года прошло—- производителя давно нет, отправитель переехал, куда — я не в курсе, а заготовителя я и три года назад не знал.

— А вот это, дорогой товарищ Тимошкин, не наши проблемы, — ответит ему таможенный орган.  — Люди мы государевы, страшно занятые, проблемы Ваши нас не интересуют. Давайте, платите денежки в бюджет.

Тимошкин рыдает, но делать нечего, в бюджет денежки нужно заплатить. Подсчитал он убытки и решил, что на масло, конечно, теперь не хватит, только на хлеб.

Потом от ФТС приходит еще одно письмо. Дрожащими руками Тимошкин открывает его и с ужасом читает: «Дорогой Тимошкин. Проводим мы тут проверку и не понимаем, сертификат на рыбу есть, а  образцов  нет. Расскажите-ка нам, уважаемый, как Вы эти сертификаты соответствия получали, и не тухлая ли рыба у Вас была?»

— Какая ж она тухлая? — отвечает поседевший Тимошкин. — Рыба хорошая была, и ветеринарный сертификат у меня имеется, и сертификат соответствия есть! Да и вообще, все ели — никто не отравился.

— Ну, ветеринарный сертификат дело не наше, другого органа, а то, что никто не отравился— это к «Роспотребнадзору», ему виднее… Нам, Тимошкин, покажите лучше, как образцы ввозили, да протокол испытаний — как испытывали рыбку. А если бумажек нет, то признаем мы рыбу не сертифицированной, а сертификат Ваш недействительным. Штраф от 50 до 300 тысяч за каждый раз, как Вы этот сертификат предоставляли.

— Но помилуйте! — взмолился Тимошкин. — Рыба была самая что ни на есть хорошая, пусть не лосось, а злосчастный сиг (в конце концов, сиг — это тоже лосось). И сертификаты эти не я же делал, а орган по сертификации, государством аккредитованный, между прочим! А образцы никто никогда в жизни не завозил.

— А вот это, дорогой товарищ Тимошкин, не наши проблемы, — скажет ему таможенный орган.  — Люди мы государевы, страшно занятые, ваши проблемы нас не интересуют. Платите денежки в бюджет общий.

 

Как же защитить себя?

Прежде всего, надо понимать суть происходящих процессов и оценивать риски от смещения контроля на этап после выпуска. При работе с таможенным представителем выбирать такого, который не исчезнет через три года, а будет вам помогать при решении проблем, если таковые возникнут. Если же предприниматель берет на себя риск самостоятельно подавать декларацию или пользоваться услугами «серых» посредников, то он всегда будет рисковать, и история выдуманного Тимошкина может стать вполне реальной судьбой конкретного человека.

К списку статей